ПЯТАЧОК Суббота
20.04.2024
07:56
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Кто такие Мещеряки? - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Chad, M___sha  
Форум » Общие вопросы » Эксгумация как таковая » Кто такие Мещеряки?
Кто такие Мещеряки?
ChadДата: Среда, 25.06.2008, 01:35 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
Обсуждали в поездке, кто такия мещерики. Татары или нет.
В словарях написано что тюрская народность. Но вообще это служивые люди, типа казаков, но татарского происхождения. Мишар или мещеряк - это социальное положение. Мещеряки зашищали восточные границы и подчинялись казацкому войску.

А в челябинской и курганской области живут сафакульские татары. Кстати отмечается что жили зажиточно и богато до начала 20 века. Вот почему на их поселениях нехило с находками.

 
yurgДата: Среда, 25.06.2008, 09:39 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Р.Порталь , цитата
"Мишари, поздно пришедшие на Урал, ранее проживали на левом берегу Дона и в среднем бассейне Оки. После взятия Казани они пришли в Уфимскую и Оренбургскую губернии, где смешались с башкирами; будучи финского происхождения, они преимущественно расселялись в Екатеринбургском и Челябинском уездах... Мишари сыграли важную роль в истории Урала вовсе не из-за своей этнической самобытности и не из-за численности своего населения (в конце XIX в. в уральском регионе насчитывалось всего лишь 80000 мишарей по сравнению с почти 1000000 башкир, примерно такое же соотношение вероятно было и в прошлом), а в связи с тем, что мишари были на Урале поздними пришельцами, оседлыми и очень часто селившимися на башкирских землях в качестве земледельцев. Таким образом, в среде башкир имелись ненадежные, если не сказать враждебные элементы, – в частности, мишари, презираемые башкирами, всегда активно участвовали в подавлении антирусских башкирских восстаний."
 
ChadДата: Среда, 25.06.2008, 12:38 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
Мнения расходся в разных источниках, но все что описано. это и есть описание истории сафакульских татар. Видимо понятие сафакульский татарин и мешеряк практически сливались. Видимо, почти все мешеряки были из татар, в силу их обособленности в уральском регионе и в том что они противостояли более многочисленным башкирам. Видимо каждый мешеряк был сафакульским татарином, но не каждый татарин был мешеряком. Были среди них и другие сословия, а также женщины, дети.
Очень схоже с понятием казак. И казаков тоже подчас считают чуть ли не народом.

А вот судя по их поселениям и по следам их поселений, сафакульские татары не очень похожи на оседлых земеледельцев. По крайней мере до 1820-1830 годов они точно жили не как оседлые земеледельцы. А с 1830 года видимо осели и стали возделывать землю.

 
йцукенДата: Среда, 25.06.2008, 15:49 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 17
Репутация: 0
Статус: Offline
ага, в одной из поездок в Челябу нам встретился пьяный башкир ( с ним Илья вроде плотно общался smile ). Вот он тоже называл татар предателями и говорил, что не любят они друг друга. Уже наверно местные и не помнят всех этих башкирских востаний и их подавления, но осадок остался.

Куплю угольные печатки. Дорого, но за разумную цену
 
yurgДата: Среда, 25.06.2008, 15:54 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Вот бы удивились сафакулевские башкиры(которые составляют большинство в районе), когда узнали б, что их посчитали татарами..
Quote (Chad)
Видимо, почти все мешеряки были из татар, в силу их обособленности в уральском регионе и в том что они противостояли более многочисленным башкирам.

странная логика. Русские тоже поначалу были обособленны и немногочисленны. Значит тоже "из татар"? smile
Quote (Chad)
Видимо каждый мешеряк был сафакульским татарином, но не каждый татарин был мешеряком.

это даже трудно прокомментировать в силу разнородности терминов "мещеряк" и "сафакульский татарин".
 
ChadДата: Среда, 25.06.2008, 16:39 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (yurg)
бы удивились сафакулевские башкиры(которые составляют большинство в районе), когда узнали б, что их посчитали татарами..

smile Интересно. Вообще я не сам это придумал. Простой эксперимент: Набрать в яндексе "Сафакульские татары" и "Сафакульские башкиры". Прям в кавычках. Результат что комбинация "Сафакльские башкиры" - нигде не встречается. Вот правда у нас теперь на форуме будет :), в отличие от сафакульских татар, про которых информации в инете полно. И исторической и сегодняшней.

Собственно цитата:

После падения Казанского ханства татарское население Поволжья, изгнанное из городов и деревень, обложенное тяжелым ясаком, недовольное политикой насильственной христианизации, ушло искать лучшей жизни на восток, но конец сибирской вольницы тоже был уже не за горами…
В результате похода Ермака в 1581 году на Сибирь многие татарские деревни были уничтожены. Местные жители, спасаясь от гибели, бежали за Иртыш, после чего большая часть Зауралья долгое время была практически незаселенной. На прежних землях, в основном, осталось пришлое смешанное население, состоящее из казанских и сибирских татар. Сюда изредка приходили башкиры карабатынского рода на летние пастбища. Местная администрация утвердилась в этих местах лишь в середине XVII века – к этому времени и относятся первые упоминания о сафакульских татарах. Во многих архивных документах этого периода они отмечены как служилые татары, служилые мещеряки или как татары сибирской дороги, появившиеся на исторической сцене после взятия Казани. За заслуги перед русским государством служилые мишари были пожалованы земельными угодьями за Камой, а представители высшего сословия сохранили некоторые привилегии. Русская администрация обращалась к услугам лояльных служилых мишарей и в процессе колонизации Башкирии для укрепления военными крепостями новых юго–восточных границ. С этой целью были построены города Уфа, Бирск, Мензелинск.
В.Э. Ден, изучая материалы по переписи населения, делает вывод о том, что термины «мишар», « мещеряк » на этой территории употреблялись для обозначения, в первую очередь, не этнической принадлежности человека, а его социального положения. Мишари по долгу службы были приравнены к казакам, и ими в дальнейшем управляло Казацкое войско. Их обязанность заключалась в защите восточных границ России, а с 1699 года для охраны недавно присоединенных к России земель от возникающих башкирских восстаний. Татары–мишари в мирное время занимались земледелиеми и скотоводством.
По мере того, как положение в Башкортостане к началу ХVIII века постепенно стабилизировалось, необходимость содержать большие укрепленные линии отпала. Восточные границы Русского государства все больше расширялись в сторону Сибири и казахских степей, куда поспешно переводились служилые мещеряки . Они обживались как в уже существовавших со времен Сибирского ханства татарских деревнях, так и в новых поселениях на берегах полноводных рек Течи и Исети с богатыми пойменными лугами, возле многочисленных озер, изобилующих рыбой и дичью. Через их населенные пункты проходила дорога – северная ветвь Шелкового пути.
В 1750 году 89 тысяч десятин земли, находящихся между Верхнеуральском и Челябинском, за верность во время башкирских восстаний были переданы в распоряжение служилых мещеряков из деревень Кунашак, Муслюмово и Курманаево

Вроде как и не очень разнородные это тремины "мещеряк" и "сафакульский татарин". Хотя и не совпадающие на 100% множества. А в принципе интересно разобраться

 
yurgДата: Среда, 25.06.2008, 17:36 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Выше приведеная мной цитата взята из работы Роже Порталя "Башкиры и Россия в 18 веке".
То что пишут о Сафакулевском районе сейчас - национальный состав: башкиры — 43,1%, татары — 33,2%, русские — 20,4%. Взято с http://www.safakulevo.ru/publ/3-1-0-20
но яндекс, конечно, сурьёзнейший аргумент в исследованиях.. много чего найти можно, правда всё в одну кучу сваленное.. smile
 
ChadДата: Среда, 25.06.2008, 18:34 | Сообщение # 8
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
А понятно. Ну да, жителей башкир Сафакульского района Курганской области действительно можно назвать сафакульскими башкирами. Ну, типа, как меня назвать первоуральским русским.

Но сафакульские татары, это такая общирная этническая группа, которая живет на территории Курганской, Челябинской областей и Башкирии. Татары неоднородны, впрочем как и русские.
Наверное в разное время, сущность "мещеряки" претерпеваля изменения, как и любая сущность с течением времени впрочем. Наверное тут нет одной правильной истины. Это как в притче про трех слепцов и слона, которых с разных строн к слону подвели.

 
АлексейДата: Среда, 25.06.2008, 20:02 | Сообщение # 9
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 39
Репутация: 1
Статус: Offline
Про мещеряков вы у Филина спросите - похоже, его предки smile
 
ГОСТДата: Среда, 25.06.2008, 20:04 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
http://www.tatar-history.narod.ru/meshera.htm
 
КочубейДата: Пятница, 27.06.2008, 17:30 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
изначально просто много кого называли татарами, что породило дополнительную путаницу. Видимо мишари и не татары, и не башкиры, а самобытный (до определеного этапа) этнос. К слову сибирские татары, не считают себя частью или веткой казанских татар, а настаивают на определении, как отдельная народность,что по сути правильно.

Добавлено (27.06.2008, 17:30)
---------------------------------------------
изначально просто много кого называли татарами, что породило дополнительную путаницу. Видимо мишари и не татары, и не башкиры, а самобытный (до определеного этапа) этнос. К слову сибирские татары, не считают себя частью или веткой казанских татар, а настаивают на определении, как отдельная народность,что по сути правильно.

 
1921Дата: Понедельник, 07.07.2008, 22:09 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Правильно писать не "сафакульские" а "сафакулевские"....
 
БорчуДата: Среда, 09.07.2008, 10:26 | Сообщение # 13
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Где вы такие термины нарисовали - "сафакулевские башкиры" и "сафакулевские татары"? Что это за неведомые этнические группы?
Хотя малая доли правды тут есть, ибо башкиры компактно проживающие на территории двух районов Курганской области - суть потомки табынцев и ялана-катайцев (две родоплеменные ветви башкир), которые откочевали в Зауралье и вели уже полукочевой образ жизни, причем обработкой земли начали заниматься не ранее середины 19 века, как правило перенимали от русских..которых "припускали" на свои земли и вели натуральное хозяйство. В силу удаленности от литературного языка - сохранили несколько отличающийся говор.
Почему не ранее середины 19 века? В 1857 году военный министр Сухозанет издал приказ, в силу которого необходимость в регулярном конном войске из башкир отпала.
Что характерно и немного веселит - общаясь с мишарями в Башкирии и в Челябинской области, меня уверяли - что мишари - это и есть самые настоящие татары. Самый чистый литературный татарский - у них. Финские черты у них есть - стройные,светловолосые, светлоглазые.
И действительно - мишари были служилым войском и принимали, к сожалению участие в подавлении восстаний.
Вспомним немного историю : при вступлении Башкирии (и не за один год это было) в подданство российское, Иван IV дал башкирам (и более никому) вотчинное право на принадлежащую им землю. В последующем цари и императоры подтверждали это право.
На землях башкир - иные переселенцы допускались только в качестве припущенников (арендаторов) и им помимо прочего запрещалась охота и сбор меда (суть ясачный продукт и добыча).Меха сами панимаете - были чем то вроде нефти - валютный продукт,однако.
Бардак пошел дальше, когда авантюристы всех мастей, начали своевольничать и притеснять коренное население, начали появляться крепости, военные городки, заводики и заводы, башкир начали сгонять с земли. Все это и послужило к череде мощнейших восстаний XVIII века, которые унесли жизни сотен тысяч людей. Вот небольшая выдержка из истории восстания 1736-1740 гг.:
В январе 1736г в башкирской деревне Сеянтусево был расквартирован отряд одного из руководителей Оренбургской экспедиции татарского мурзы, полковника А.И.Тевкелева. 24 января 1736 года Тевкелев отдал приказ уничтожить деревню. По сообщению очевидца событий П.И.Рычкова, около "1000 человек с женами и детьми их в этой деревне перестрелено и от драгун штыками, а от верных башкир и мещеряков копьями переколото; сверх того 105 человек собраны были в один амбар и тут огнем сожжены ." Затем отряды Тевкелева и полковника Мартынова разорили и сожгли еще 51 деревню, убили свыше 2 тысяч человек Балыкчинской, Унларской, Кыр-Таныпской волостей Сибирской дороги" (ныне терр. Аскинского, Балтачевского, Караидельского р-нов РБ). Рычков П.И. История Оренбургская: 1730-1750. Оренбург, 1896г.»
Политика царей была проста как "копейка" - разделяй и властвуй. За жестокое подавление восстаний, татарам и мишарям давались земли башкир, что еще более усугубляло расслоение народов. Многие годы в духовной управлении мусульман в г. Уфе (в медресе), могли учиться
только татары и они же назначались муллами.
Все эти события - эээ..скажем так наложили некий ПРЯМОЙ отпечаток на взаимоотношения татар и башкир и отчасти третьей стороны - мишарей.
Во первых, это проскальзывает на уровне политиков из двух республик, вторая когорта - это разного рода "культурологов" - которые пишут бесконечные монографии и скрешивают виртуальные копья - на тему "татаризации", "башкиризации", "мишаризации". Ну и на бытовом уровне такое тоже есть. Как сказал бы товарищ Саахов "високо в горах и не в нашем районе". Ну это так - к слову.
И еще на тему "что жили зажиточно и богато до начала 20 века и на их поселениях нехило с находками". biggrin
Во первых: до 1914 года все жили хорошо :), во вторых, главное богатство башкир,татар и мишарей в том числе (как служилого сословия) - было в количестве находящегося в собственности - скота - а именно, как коней в первую очередь, так и прочих короффок, барашков и прочего КРС и птицы. В этом и было главное богатство ))). Причем оно - мычащее и ржащее ))) богатство имело силу как воспроизводиться - так и уменьшаться в виду безкормицы,падежа.Деревни как таковые - были просто зимними стоянками, ибо скот тебеневал и зимой (заготаваливать сено впрок -тоже перешло от русских), а весной почти все население "деревень" - срывалось на йяуляу ( в силу особенности алфавита правильно не написать ентим шрифтом) - то есть до первого снега откочевывали на летние пастбища. Зимние дома - вообще-то это были сперва просто плетеные из ивы стены, обмазанные глиной. "Мазанки".
Дома же из бревен-кругляка начали появляться...в 50-хх годах..увы да - XX века. :D.
Все мощное - каменные дома, брусовые, кирпичные - шло естессно от русских и многие прогрессивные методы обработки земли и различные ремесла - тоже перешли от них же. Тут и так все ясно )))
Вот вроде как. Чего хотел сказать. tongue


Terra-54 (DD 7,5) + лоза + варган + бубен

Сообщение отредактировал Борчу - Среда, 09.07.2008, 10:40
 
1921Дата: Среда, 09.07.2008, 23:36 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Не смотря на то что поправил...написание слова "сафакулевский"...я тоже лишь здесь прочитал такое понятие как "сафакулевский татарин" или "с. башкир"...Это тоже самое что челябинский русский.....Ранее не встречал такого понятия....

Про богатство.....читал списки раскулаченных...в 2 архивах...и по русским деревням и по татарским и башкирским деревням....Там есть пара граф..."имущ.положение до 1917 года" и "имущ. положение на момент раскулачивания"....Так вот ...богатство в этой местности действительно - большое кол-во скота...как крупного так и мелкого...По рассказам одного мужика...его деревня была сплошь из мазанок ( на момент 1947-48 года)...Так что я лишь присоединяюсь к написанному в предыдущем сообщении....

Кстати...по данным списков нас мест Оренб губернии (по стат данным 1866 г.) часть деревень (в основном северная часть Саф района) была населена мещеряками....А сейчас насколько я помню...данные переписи 1989 года...население этих деревень состояло сплошь из татар. Тогда как южная часть района и 1866 и 1989 годах была башкирами...
Так что...вот так...господа искатели несметных богатств biggrin

 
ФИЛИНДата: Воскресенье, 28.09.2008, 07:27 | Сообщение # 15
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 71
Репутация: 0
Статус: Offline
Стоит обратить наверное внимание и на местность под названием Мещера (Мещерские леса)
Кроме того кажется у Радищева упомянуто, что Мещеряки это разновидность казаков но не платящих оброк.
И так же где то читал, что это потомки финно-угров..................

Добавлено (28.09.2008, 07:27)
---------------------------------------------
Если брать по отцу, как носителю такой фамилии, то сам он родом с Южного Урала, из маленькой станицы Кирсы.
Всё население этой станицы - казаки и занимались они охраной южных рубежей от набегов башкирских отрядов. Принимали участие и в компании 1812 года и в турецих походах и проч. А если взять ещё более раннюю историю то по преданиям его односельчан, переселены они были из Курской местности ещё при Екатерине II. Вот такая информация.

 
Форум » Общие вопросы » Эксгумация как таковая » Кто такие Мещеряки?
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz